Часть 1
От божества до прислужника дьявола:
путь кошки в истории живописи
Загадочные и в то же время милые. Они покорили сердце человечества еще в Древнем Египте и прочно занимают свою позицию в наши дни. Кошки прочно связаны с хозяйственной жизнью человека и несмотря на свой шкодливый нрав всегда ценились как хорошие охотники на мышей, способные создавать уют в любом доме. Такое тесное сосуществование рядом с людьми не могло не оставить след в культуре...
В Древнем Египте кошки почитались как священные животные и возводились до уровня богов. Убийство или причинение вреда этим маленьким представителям кошачьих каралось смертной казнью. Следовательно, и изображали их везде, где только можно. У египтян считалось, что изображение кошки имело магическую силу.
Дикий кот. Фрагмент сцены охоты. Гробница Небамун, Фивы, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.
Кошек старались изображать настолько реалистично, насколько позволял уровень художника, стремясь передать их ловкость и грациозность.
Сцена охоты на птиц, фрагмент. Гробница Менны, Новое царство, XVIII династия, ок. 1400-1350 гг. до н.э.
Многие боги египетского пантеона были тесно связаны с образом кошек. Богиня Баст – покровительница пушистых зверьков – изображалась в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Также одной из персонификаций верховного бога солнца Ра выступает красный кот. В 17-й главе «Книги мёртвых» Ра в образе «великого кота», сражается со змеем Апопом, символизирующим силы зла и хаос.
Рисунок на папирусе
из 17-й главы Книги мертвых. Солнечный бог Ра убивает
змея Ими-Ухенеф под деревом
ишед - священной сикиморой Гелиополя.
Ещё одним государством, в котором кошки занимают особое место, является Япония. Здесь их почитали и боялись одновременно. Завезённые из Китая, они завоевали симпатию императорского двора. В «Записках у изголовья» Сэй Сёнагон описывается, что одна из кошек даже имела звание: «Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостоена шапки чиновников пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой мёбу».

Позднее котов стали демонизировать и бояться. Считалось, что кошка, прожившая больше десяти лет, превращалась в ёкая и представляла опасность для людей.

Художники в Японии достигли непревзойденного мастерства в декоративной живописи. Характерными для страны восходящего солнца были техники исполнения тушью и гравюры. При этом особо выделяется школа классической японской гравюры – Утагава, взявшей свое начало от стиля укиё-э, что переводится как «картины бренного мира». Поэтому наибольшее число изображений усатых питомцев приходится как раз на период популярности японской гравюры.

«Кот, бабочки и бегония» Судзуки Харунобу, XVIII век
В Древнем Риме наоборот кошки довольно редко встречались в качестве домашних животных и рассматривались с практической точки зрения как хорошие охотники на грызунов. В связи с этим, изображения кошек эпохи Древнего Рима немногочисленны и не имеют достаточной проработанности.
Помпейская мозаика
В рамках развития культуры эпоха Средневековья многими исследователями характеризуется как время упадка, так как общество под влиянием христианства отказывается от идеалов античного мира и начинает новый путь, основанный на следовании религиозным канонам.
Aberdeen Bestiary
(fol. 23v), c. 1200
Для изобразительного искусства после падения Римской Империи на территории Западной и Центральной Европы свойственна была примитивность и преобладало иллюстрирование текстов священных писаний и роспись интерьера, содержащая сюжеты религиозных текстов. Каждая деталь изображения являлась символической интерпретацией идей христианства. Кошки в данный период были не в почёте и в изобразительном искусстве символизировали лень и похотливость.
"Средневековая
трапеза",
Британская
библиотека,
молитвенная книга
– Часослов,
1320-1330 г.
В эпоху Возрождения люди вновь постепенно стали обращаться к существовавшим в античности канонам искусства. У художников начала эпохи, таких как Иероним Босх и Франсиско де Гойа, всё ещё прослеживались мотивы христианских образов. Образ котов из слуг сатаны постепенно перешёл во всего лишь воришек, а позднее и вовсе стал позитивным.
Иероним Босх,
"Сады земных
наслаждений",
1500-1510 гг.
«Дон Мануэль Озорио
де Зуньига. Ребёнок»,
Франсиско де Гойя, 1787 г.
«Любовники
моей жены»,
Карл Калер, 1893 г.
Иллюстрация к рассказу
Эдгара По «Черный кот»,
Обри Бердслей, 1894 г.
И по сегодняшний день кошки представляются художниками во всевозможных вариациях от гиперреалистичных работ до минимализма и абстракции. Но об этом в следующий раз!
"Кошка,
пожирающая
птицу",
Пабло Пикассо,
1939 г.
Материал подготовила Анастасия Наумова
Made on
Tilda