Часть 2
Пушистые завоеватели полотен и человеческих сердец:
путь кошки в истории живописи
В период Средневековья наши пушистые домашние питомцы со своей дурной репутацией совсем были сдвинуты на задворки искусства. Однако, вместе с торжеством материального над духовным, воспеванием идеалов античности и красоты тела, кошки смело вошли в эпоху Возрождения и вновь стали отвоёвывать своё место на холстах художников.
Художники времён Ренессанса стремились к максимально реалистичному изображению, центральное место в котором занимал человек. Кошки же иногда стали изображаться как дополнение к портретам, чаще всего женским. При этом их образ уже носил отличающуюся от средневекового смысловую нагрузку. Так, в работе Федерико Бароччи «Мадонна с кошкой», кошка, находящаяся в центре полотна, символизирует плодородие и материнство.
Федерико
Бароччи
"Мадонна
с кошкой",
1526-1612 гг.
В портретах образ животного сопоставляется с человеком. Поэтому кошки, изображаемые вместе с молодыми девушками, символизировали грациозность и красоту, а маленькие котята рядом с детьми – игривость и беспечность.
Амброзиус Бенсон
"ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ ДАМЫ С КОШКОЙ",
1500-1550 гг.
Позднее в мире живописи получили своё развитие такие стили как барокко, с его ярким представителем – Рубенсом, рококо с розовощёкими нежными дамами и академический классицизм. В каждом из этих стилей художники периодически обращались к образу кошек уже как милых пушистых домоседов.
Питер Пауль Рубенс
"Благовещение"
1610 г.
ЖАН-БАТИСТ
ПЕРРОННО
"Девочка
с котёнком",
1747 г.
Джон Уильям
Годвард
"Любимец", 1901 г.
В это же время коты стали частыми персонажами натюрмортов и вносили динамику в статичную картину. Они изображались как мелкие воришки с хитрым, порой и агрессивным, на некоторых работах, взглядом.

Из подобных натюрмортов стал развиваться жанр анимализма, в котором кошки окончательно вернулись на прежнее место в искусстве. Данный жанр стал пользоваться огромной популярностью в Европе XVIII и XIX веков, так как на фоне социальных переворотов у людей возникла потребность в картинах такого рода. Среди художников анималистов того времени, специализировавшихся на изображении кошек, наиболее известны такие как Генриетта Роннер-Книп, Юлиус Адам II, Шарль Ван ден Эйкен II и Луис Уэйн.

Луис Уильям Уэйн, рисунок периода пребывания в психиатрической клинике, 20 век
Так же своими сюжетами с пушистыми красавицами прославились французская художница Маргерит Жерар и один из ведущих представителей импрессионизма Пьер Огюст Ренуар.
Маргерит Жерар, "Завтрак кота",
19 век
Пьер Огюст Ренуар "Девушка с кошкой",
1881 -1882 гг.
С середины XX века всё больше художников начинают вырабатывать свой уникальный стиль и манеру подачи изображения, что позволяет выделять того или иного автора из общей массы. Подобная тенденция сохраняется и на сегодняшний день, когда стилизация стала визитной карточкой чуть ли не каждого художника в социальных сетях. Кошки же стали настолько популярны в изобразительном искусстве, что мы можем наблюдать их буквально повсюду, начиная от традиционной живописи и заканчивая компьютерной графикой.
Анри Руссо
"Портрет
Пьера Лоти"
1905-1906 г.
Лесли Энн Айвори
"Мои коты", 1989 г.
Эндре Пеновац,
2018 г.
Материал подготовила Анастасия Наумова
Made on
Tilda