РЕЦЕПТЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Красота
по-средневековому
Опрятный внешний вид, здоровое тело и упругая кожа, приятный аромат – залог счастливой женщины. Рецепты счастья создавались веками, проходили через множество хрупких рук. Секреты красоты путались в шикарных волосах, заставляли отвлекаться из-за манящих губ и замирать от чарующего взгляда. Внешности, особенно женской, уделялось большое внимание.
Так как же этой красоты добивались в прошлом?
У каждой из нас в косметической сумочке найдется крем, помада или тени для глаз. Этот простой набор косметических средств использовался в прошлом для защиты, а сам процесс мог представлять собой ритуал. В Древнем Египте люди верили в то, что злые духи способны проникнуть в их душу через глаза. Поэтому считали необходимым их подводить.
Со временем косметика стала использоваться людьми в эстетических целях, помогая прекрасным дамам соблюдать стандарты красоты, требуемые обществом. Состав некоторых косметических средств вызывает массу вопросов, например, как использовать толчёное стекло для умывания, не навредив своему лицу? Зная стандарты красоты тех времен, откуда возможно и повелось выражение «красота требует жертв», можно считать данный вопрос риторическим. Дамы в погоне за идеалами и образами, не задавали вопросов, а просто делали то, что могло принести им женское счастье. В настоящее время составы некоторых средств уже признаны не эффективными и смертельно опасными для здоровья. Что же входило в состав средств по уходу за кожей, волосами и зубами в Средневековье? Попробуем ответить!
В Средневековье косметика показывала социальный статус и материальное положение. По цвету помады судили, какого девушка рода, благородного ли. Румяна считались признаком женщины лёгкого поведения, основой для них служили растения – дудник или сафлор. Поэтому особое внимание в те времена уделяли лицу, но глаза и брови женщин оставались невыразительными и бледными. Губы подкрашивали измельчёнными ягодами, с соком лимона для насыщенности цвета. Для увлажнения использовали смесь почечного сала, вина и майорана (травянистое растение).

В Турции для придания взгляду здорового блеска девушкам капали в глаза свежевыжатый лимонный сок, а для пухлости и красного оттенка губ использовался жгучий перец, который наносился непосредственно на сами губы.
Кадр из фильма
"Парфюмер: История
одного убийцы",
2006 год
У богатых людей иметь тёмный цвет лица - считалось дурным тоном. Лицо отбеливали разными средствами до неестественного вида, показывая внешностью, что они не связаны с тяжким трудом, портящим на солнце кожу. Существовало несколько рецептов по изготовлению пудр, один из которых содержал в себе дезинфицирующие и ароматизирующие компоненты. В его основу брали розовую воду, белые лилии, цибет (выделения из анальных желёз зверьков цивет), листья дуба, порошок из каменного дуба, бензоин, кардинальский ирис и стиракс (род деревьев, кустарников). В ходу были цинковые и свинцовые белила, которые наносили слоем в три миллиметра.

Один из рецептов для белизны лица, датируемый XII веком выглядит так:
1 шаг
Замочить очищенные зёрна пшеницы
на 15 дней
2 шаг
Измельчить замоченные зёрна и процедить через ткань
3 шаг
Оставить полученную массу сохнуть и кристаллизоваться
4 шаг
Полученный белый порошок перед нанесением смешать с розовой водой
5 шаг
Предварительно умыться теплой водой, вытереться и нанести на лицо
Пудра из свинца
До сегодняшнего дня дошла легенда о женщине эпохи ВозрожденияТофании. Она продавала женщинам пудру, содержащую внутри мышьяк. Так можно было тихо избавиться от надоедливого мужа. Но известны истории, когда дамы сами были жертвами своих средств.

Для удаления пятен и любых недостатков с лица женщины использовали подобие современному скрабу «сулема» или «сулиман», который состоял из ртути, белого хлеба, молока женщины, недавно родившей мальчика , мяса чёрной курицы, баранины, корицы и воды. Стоит отметить, что «сулема» пользовалось популярностью у средневековых красавиц. Несмотря на эффективность данного средства, девушек заставали побочные действия в виде конвульсий, болезни дёсен и почернении зубов.

В обиходе были воды для умывания, в состав которой помимо молока, вин, цветов, входили такие ингредиенты как говяжья желчь, сырые порезанные лапки уток, толчёное стекло и каракатицы.

Кремы для лица делали из горячей воды, с добавлением различных масел и семян, жира яичников курицы, цапли, свиньи, козла или овцы, мозгов оленя, гипса и свинцовых белил. Многие из перечисленных компонентов до сих пор используются в кремах и обладают полезными свойствами.

Особое отношение в обществе было к волосам, Церковь выступала против их демонстрации. Брови выщипывались, волосы на лбу убирались для соблюдения канонов красоты. Поэтому женщины носили вуали, шляпы и прочие аксессуары. Те, кому не помогали данные вещи, использовали уксус и негашеную известь, чтобы избавиться от линии роста волос, добиваясь эффекта высокого лба. Процедура мытья волос проходила раз в неделю по субботам, после чего их тщательно расчёсывали гребнями из слоновой кости.
Считалось, что для получения шикарной шевелюры необходимо было расчесывать волосы с использованием масла сезама, специальных средств на основе бекона, морской грязи, семени льна, щелока, сафлора, барбариса, лимона, кумина и ящериц. Ящерица в Средневековье считалась средством для укрепления волос.
В моде был золотистый цвет волос, который получали разными способами. Например, держали их часами на солнце, предварительно надев шляпу с удаленной тульей. Для точного эффекта был специальный рецепт:
1 шаг
Перегнать розовый мёд в специальном аппарате на огне
2 шаг
Вымыть лицо водой, полученной от перегонки
3 шаг
Оставшуюся массу нанести на предварительно вымытые и тщательно высушенные волосы
Вавилонская
блудница,
1373-1387 гг.,
Никола Батайль
Чтобы получить тёмный цвет волос, необходимо было воспользоваться следующим рецептом сарацинов (так называли арабов и мусульман):
1 шаг
Взять кожуру спелого граната, прокипятить её в уксусе, а затем процедить полученный отвар
2 шаг
Добавить в отвар порошок из чернильных орешков и квасцы. Количество ингредиентов определяется на глаз, по итогу нужно достигнуть густой консистенции
3 шаг
Нанести полученное средство на волосы
4 шаг
Оставшуюся от отвара гущу нанести на корни волос, смешав её с подсолнечным маслом
5 шаг
Маску следует оставить на всю ночь,
а утром промыть водой
Для поддержания гигиены рта делали настои из камеди (застывший клейкий сок из коры), мастики (смола мастичного дерева), смолы каламуса, горного окопника (оказывает противовоспалительное действие и быстро восстанавливает повреждённые ткани, используется по сей день), коралла (в косметологии используется до сих пор коралловый пилинг), галанга (настойка из растения улучшает пищеварение, а порошок применяется при аллергических высыпаниях, также используется как пряность в таиландской кухне), корицы, гвоздики, жжёных косточек фиников, белых и красных вин, пережжённого добела рога благородного оленя, морской соли, сала. Зубы советовали протирать тканью.
Франсуа Буше
"Дама за туалетом", 1742 год
В Новое время взгляд на косметику начал меняться, велись споры о влиянии этих средств на духовность, обвиняя старые взгляды на красоту в лицемерии и обмане.

Сторонник декадентов, воспевающих искусственно созданную форму и считающих её содержание второстепенным, Макс Биром пишет работу «Защита косметики». Он превозносит всё искусственно созданное человеком над природным и призывает своих современниц к использованию косметических средств. «Следуя указаниям автора и рисуя себе искусственное лицо, женщина преображается из несовершенного создания природы, являющейся, по мнению многих декадентов, лишь сырым материалом для творчества, в законченное и прекрасное творение. В своем антинатуралистическом воплощении она становится олицетворением декадентского понимания сексуальности и привлекательности».

Эссе выходит в 1894 году, в то время, когда общество творческих людей делится на части, одна из которых выступает за моральную свободу людей, за самовыражение, натурализм. Его публикует журнал «Жёлтая книга», основу которого составляли материалы, пропитанные духом декадентства. В своей работе о женщинах викторианской эпохи он отзывался саркастически:
«Кажется, что они не могут вызвать у мужчин ни страха, ни любви и расцениваются ими лишь как "драгоценные маленькие создания" или "чудесные маленькие существа"».
Макс Биром был приверженцем ещё одного движения – денди – мужчин, не одобряющих активное занятие спортом, и считал, что на замену обычным женщинам Англии придёт англичанка-денди. Та, что умна и самостоятельна, девушка, способная правильно воспользоваться изменённой внешностью не вставая с дивана.
«Мы будем зачарованно рассматривать женщину просто потому, что она прекрасна, а не всматриваться ей в лицо так, словно это показатель барометра», – пишет он.
Косметическая индустрия шагнула далеко вперёд со временем. На сегодняшний день существует огромное количество косметических средств и услуг, позволяющих женщинам чувствовать себя привлекательной и вечно прекрасной. При многочисленных плюсах, находились и находятся люди, выступающие против косметики, считая это обманом, погоней за иллюзиями. Однако косметика еще долго будет палочкой-выручалочкой для дам. Тем более когда она такая безопасная по сравнению со Средневековьем, согласитесь?
P. S. Все вышеперечисленные рецепты не являются призывом к действию и не предназначены для повторения на себе :)
Материал подготовили Ариана Татарченко и Дина Таодису
на основе исследований справочника для женщин, вышедшего в Испании в XVI веке.
На обложке: фрагмент портрета Лукреции Панчиатики, художник - Бронзино Аньоло, 1545 год
Made on
Tilda