ИНТЕРВЬЮ
Mad Mind
Наш мир настолько способен на неожиданности, что в нём системный аналитик вполне может оказаться исполнителем рэп-музыки и даже участником рэп-баттла. Герой нашего сегодняшнего интервью — Андрей Иванов, известный в баттл-рэперских кругах под псевдонимом Mad Mind.
Ты переехал из Владивостока в Москву. С чем конкретно связано это твоё решение?
Изначально, ещё лет с 16-ти, я уже хотел куда-то переехать. Но на тот момент у меня были несколько странные жизненные позиции и в целом взгляд на жизнь. Я очень хотел переехать в США, куда-то там ещё, без разницы. И так сложилось, что именно в то время я подружился с одним человеком, который теперь является моим лучшим другом. Мой лучший друг переехал в Москву, мои другие друзья из Владивостока также переехали в Москву, плюс Марк тоже переехал в Москву (Марк Брагин, организатор площадки SLOVO: Дальний Восток, участник 2 сезона RBL, участник отборов 3 сезона RBL). Оставалось переехать и мне. Понятное дело, что я всей душой люблю родной Владивосток, но там совершенно нечего делать. Это грустно, потому что у города большой потенциал, но потенциал этот нет возможности реализовать на данный момент. Даже в плане обычного времяпрепровождения позволить себе можно немного. Ты просто выходишь на улицу и всё, что у тебя есть, это город. Самореализоваться, в том числе с творческой точки зрения, во Владивостоке возможным не представляется. Это тоже послужило причиной для переезда. При этом мне после университета предлагали хорошую работу с достойной зарплатой, для Владивостока условия были вообще прекрасные, но я свою жизнь без музыки не представляю. А там ею заниматься я бы не смог на том уровне, на котором мне бы хотелось.
Люблю Владивосток и скучаю по нему очень сильно, но увы. Да, и сам переезд вообще внезапно произошёл. Я доучился и вообще не знал, что делать, сидел дома. И тут мне говорят, что есть предложение насчёт работы в компании «Ростелеком» в Москве. Я за три дня собрался, не было даже времени скучать начать и думать о том, что и как будет. Я просто взял и сделал то, что захотел.
Ты работаешь системным аналитиком. Почему ты выбрал в качестве основного рода деятельности именно эту специальность?
О-о-о, это «очень весело». Всю свою жизнь, где-то лет до 20-ти точно, я был максимально импульсивным человеком. Да и сейчас я таковым остаюсь, но, по крайней мере, могу это контролировать и отчасти из-за выбранного рода деятельности. Сначала я хотел быть финансистом, потому что у меня в голове был образ человека, который идёт по Time Square в пиджачке и с кейсом. Но идея стать финансистом не прижилась. Зато потом прижилась идея стать программистом, потому что мне стало казаться, что круто уметь разбираться в компьютерах и прочем с этим связанным. Я, абсолютно не разобравшись в вопросе, в итоге решил сдавать в школе физику, которую никогда толком и не учил на протяжении всего периода обучения.
Сдаю я физику и поступаю, а потом уже понимаю, что сделал самую большую ошибку, которую вообще мог совершить. Мне совершенно не понравилось, всё обучение я по-настоящему мучился, хотел отчислиться миллион раз, хотел перевестись, был на комиссиях, меня ненавидели преподаватели из-за моих «частых» появлений на лекциях. Однажды я пришёл на «Физику», а преподавательница говорит о том, что якобы нас не держит, что мы можем не появляться на её парах. Это я и закрепил у себя в голове. Я был на её первой паре и на последней паре, которую она вела у нас.
За время своего обучения я никогда не мог даже представить, что я смогу работать системным аналитиком. Но так работает у нас система образования. Не могу говорить о каждом университете, я говорю исключительно о том учебном заведении, в котором учился сам. Наша система работает таким образом, что ты не можешь понять, можешь ли ты быть хорошим специалистом в той или иной области, пока учишься. Потому что, как нам сказали преподаватели: «Мы вас учим учиться». Учиться они нас так и не научили, правда, хоть я и схватываю всё достаточно быстро на работе. Получается, что просто так жизнь сложилась, что я аналитиком этим работаю. Потому что в один момент я не захотел отчисляться и решил добить всё это, плюс родители активно настаивали на том, чтобы я закончил университет.
Но помимо работы, у тебя ещё есть музыка. Почему ты выбрал именно её?
Я сам не знаю, сложилось как-то так само собой. Я с детства люблю абсолютно разную музыку. Когда мне было лет 6 или 7, у меня был друг Артур, который был старше меня раза в два. Понятия не имею, почему он со мной общался, но мы как-то с ним были на катке, и он спросил меня про Эминема. Я не знал, кто это и что это, но Артур настаивал на том, чтобы я посмотрел клип или послушал что-то из музыки Эма. Интернета тогда у меня не было, компьютера тоже. Я решил сказать родителям: «Артур сказал мне послушать Эминема». В итоге мама ждала момент, когда по телеку, по MTV, будут показывать какой-нибудь его клип. И когда момент настал, мама позвала меня, чтоб я увидел того человека, о котором мне столько говорил Артур. Я подбежал, начал смотреть и просто влюбился в то, что Эм делал. Так я и пришёл к рэпу в итоге. А позже мне подарили на день рожденья китайский плеер и кассету «Eminem Show». Я недавно домой ездил, нашёл там эту кассету, включил, и это такие эмоции непередаваемые. Там ещё качество то самое, кассетное, прямиком из детства. Кстати, вот этот плеер — это было первое устройство, на которое я что-либо записывал. Там была одна гениальная примочка. Помню, что в те времена «хайпила» «Фабрика звёзд», и я находил дома кассеты, их всё равно никто не слушал, там подборка участников проекта как раз была. Так вот, у плеера был диктофон, и он мог записывать на кассету то, что ты говоришь. Вот я мелкий бегал и фристайлил что-то, что-то начитывал.
А помимо рэпа ты какую музыку ещё слушаешь?
Джаз, это моя любимая музыка сейчас. Потому что она моё настроение идеально передаёт. Я и рок люблю, но по большей части инди-рок. С тяжёлым роком не сложилось совсем, я тяжёлую рок-музыку не люблю. И это при том, что я люблю достаточно жёсткий рэп, тяжёлый такой. Возможно, такие тяжёлые или хардкорные рок-песни тоже люблю, но в целом металл-культура не моё. В отличие от джаза того же.
Давай вернёмся к твоей работе. Можешь рассказать о ней и о своих обязанностях подробнее?
Вот есть у компании потребность в доработке чего-либо. Допустим, выводится новый тарифный план. Чтобы его вывести, нужно сделать так, чтобы операторы могли его подключать, правильно? Правильно. У нас там сложное интеграционное взаимодействие между разными системами. Нужно оценить влияние, то есть понять, влияет это или нет. Если всё-таки влияет, то нужно доработать, какие-то параметры добавить, изменить дезинтеграцию. Работа работой. Я не особо сильно в неё погружён.
И ты не хочешь сменить сферу деятельности и место работы?
Я просто хочу заниматься музыкой, а не работать. Так что я не принял позицию мучиться из-за того, что в данный момент я нахожусь на работе и не могу заниматься музыкой. Я просто параллельно с этим всем занимаюсь тем, что люблю, не обращая особого внимания на работу. Более-менее выгодная для меня позиция.
Чем ты занимаешься в свободное время помимо музыки?
На данный момент я учусь играть на гитаре. Купил недавно себе электронную гитару. Учусь играть по урокам на Youtube.
Круто. Но ты сейчас альбом пишешь, насколько мне известно. Когда он выйдет?
В феврале должен был состояться релиз с моим хорошим знакомым, из-за которого и оттягивался мой собственный релиз. Но так сложилось, что он всё ещё не может приехать, он должен сделать это в конце июня. За всё то время, что он «ехал», я уже свой релиз и добил практически. Записываюсь я дома, потому что оборудование у меня на квартире нужное есть, сводить я сам тоже умею, иногда даже биты пишу. Для меня студия – это самое некомфортное место, которое только можно себе представить. Потому что дома я могу сделать всё что угодно в микрофон, и, если даже это и будет звучать отвратительно, услышу это только я. Большая часть с грядущего релиза уже записана и сведена, к слову. Ненавижу, когда в моём личном творчестве в процессе создания принимает участие ещё какой-то человек. От нуля до ста эта работа должна быть выполнена мной, потому что только я могу услышать то, как я хочу это сделать. Пусть это будет хуже по сведению, но у меня опыта достаточно в этом отношении. Единственное, у меня с битами такого нет, потому что бывает, что мне очень сильно нравится битмарь, я куплю у него бит, с этим проблем нет. Но в плане записи, сведения и прочего — это только я сам должен делать.
Иногда, возможно, и нужен взгляд со стороны, но мне его абсолютно не хочется. Не из-за критики вовсе, а потому что я сам знаю, каким должно быть моё творчество, и меня в этом не переубедить.
А на свои биты у тебя уже есть треки?
Да, но они не выходили. То время их не приходило, скажем так, то я считал эти треки не такими сильными, чтобы кто угодно мог взять и послушать их.
Так, а когда именно ты пишешь музыку, и как этот процесс происходит у тебя?
Происходит это очень странно. Во-первых, это обычно вечер, либо ночь. И случается это внезапно, как по щелчку. Стоит сказать, что я никогда и ничто не писал долго: не баттл, не песню. Все мои треки написаны и записаны за вечер. То есть ты садишься, час-два пишешь текст, иногда минут сорок ты пишешь текст, потому что это порывы, всё зиждется на вдохновении. Ты просто не замечаешь, как время идёт. Возможно, что перед этим я просто весь день хожу и о чём-то думаю, а после фиксирую это таким образом. Но обычные баттловые треки, например, я не писал уже много лет. У меня на релизе есть разве что околобаттловые темы, но они всё равно уже с каким-то подтекстом. Я не могу писать чистый баттл, это же очень скучно.
Именно поэтому ты целыми днями ходишь, о чём-то думаешь, а после превращаешь это в трек. Я прям чувствую, как мне кажется, ещё утром, что я сегодня точно что-то напишу. И вот ты приходишь вечером домой, начинаешь смотреть биты, а я каждый день смотрю биты, в силу привычки я постоянно изучаю что-то, слушаю. Вот тоже, кстати, как магия какая-то. Услышал ты крутой бит и как по щелчку включается состояние «Я должен писать». И всё, эта мысль закрепляется, я начинаю творить. Иногда я вообще трек записываю таким образом, что начинаю запись, пока ещё не готов текст. Открываю проект, точно знаю уже о том, как должен звучать припев, сколько должно быть дорожек и так далее. По сути, практически фристайл получается, потому что в процессе начинает создаваться нечто, похожее на трек как раз. Я совершенно не знаю, что такое выхаживать текст. И мне проще удалить трек, чем переписать в нём один момент, который мне не нравится. Потому что в таком случае трек становится неживой. То есть: я же писал это так, потому что в тот момент хотел написать именно так, а не иначе. Даже если это и плохо, я же так написал, всё.
Ты и в баттлах участвуешь под псевдонимом Mad Mind, и музыку пишешь под этим же псевдонимом. С чем связан выбор такого никнейма?
Там всё было максимально просто. Я понял, что мне нужен новый никнейм. Но я могу рассказать тебе историю о своём первом никнейме. Это была уморительная история. Я очень любил S.T.A.L.K.E.R., мне на тот момент было лет 9 или 10, не помню. «Я буду извергать рифмы, как лаву». В итоге назвался V.U.L.K.A.N'ом. А Mad Mind не помню точно, как появился. Чётко помню, что мне понравилось то, что оба слова начинаются с одной и той же буквы, плюс мне понравилось, как это звучит. И это противопоставление: mad — безумный, mind — это разум. «Безумный разум» получается.
По какой причине ты пошёл в баттлы?
Изначально причиной тому стал фильм «8 миля» с Эмом, тут понятно. Мой лучший друг показал баттлы KOTD (баттл-рэп площадка в Канаде), ещё до того, как в России появилось что-либо с этим связанное. И когда я впервые увидел их баттлы, то заразился моментально. Сначала я вообще ничего не понимал, потому что я-то учил обычный английский, а там ребята какие-то странные слова говорят, которые я не знаю вообще. К этому можно ту же игру слов отнести, например. Для меня это было что-то гениальное всё-таки. Мой друг переводил мне какие-то моменты, а после я сам начал некоторые тексты читать, которые в Интернете находил. И так я подсел на баттлы. Чтоб ты понимала, в моей жизни был такой период, когда я без баттла ни дня провести не мог. Я вот дома уборку делаю, а на фоне у меня баттл какой-то идёт. Друзья в то время меня просто презирали, потому что они приходят ко мне в гости, а в этот момент вышел новый баттл. И у меня всё зудит, посмотреть очень хочется ведь. Я прям при них включал его со словами: «Ребят, ну извините». Обожаю это. Сейчас уже не так сильно, но в любом случае.
По какой причине твой интерес к баттловой культуре упал?
Во-первых, есть ощущение того, что ты в какой-то момент всё-таки это перерастаешь. При этом я остаюсь фанатом крутых баттлов, но я не понимаю, как можно быть настолько повёрнутым на этом. Вот, например, ситуация с баянами, да? Кто-то читает свой текст, а для людей он выглядит напичканным баянами. Но почему все вдруг решили, что выступающий должен смотреть баттлы в Урюпинске каком-нибудь? Зачем вообще ему это может быть нужно? Зачем это нужно вам? Я этого не понимаю. Или когда начинают строчки оппонента во время баттла разбирать. Да не интересно мне это слушать уже. Гораздо интереснее для меня на какие-нибудь дебаты сходить. Посетить дебаты, которые Михаил Светов устраивает, допустим. Это гораздо увлекательнее. Именно поэтому меня не всегда понимают, когда я называю баттл Oxxxymiron и Гнойного лучшим баттлом в России. Потому что Гнойный там предъявляет Оксимирону за то, что его альбом «Горгород» плох с точки зрения антиутопичной мысли. Он там не предъявляет ему за то, что он в пятом классе обделался, а говорит о более высоких материях, которые мне и интересны. Уровень дискурса в том баттле был совершенно иным. А ещё могу сказать, что баттл-рэп стал похож на тусовку рокеров, которые не хотят принимать то, что рок умер.
Ты яркий представитель баттлов под биты, но в твоей биографии не обошлось без поединков а капелла. Почему ты отдал предпочтение битам?
Не отдавал я предпочтения битам. Баттлы а капелла я люблю во много раз больше. Я и делать хочу как раз а капелльные баттлы. Вообще, до сих пор не знаю, правильно ли я сделал, что пошёл на «Back2Beat» (баттл-рэп площадка, где соперники проводят поединок под музыкальное сопровождение). Но на момент проведения отборов меня уговорили принять участие. Просто я ещё понимаю, что а капелльно я не смогу долго держать уровень в турнире, потому что объём работы, который необходимо проделывать, слишком велик. Мне лень делать даже то, что я сейчас делаю на «Back2Beat». А если бы я писал огромные баттловые тексты а капелла, учил бы их… Я вообще себе этого не представляю. В итоге получается, что в турнир а капелла пойти я не могу по понятным теперь тебе причинам, а единичный баттл — это надо, чтобы интересно было. Мне уже не доставляет интереса процесс баттла ради баттла, в этом больше нет ничего привлекательного. И понятное дело, что я люблю сам этот процесс, но ведь он гораздо приятнее, если оппонент действительно принципиальный, противостояние какое-то. Мне хочется делать что-то интересное, что для меня как минимум имело бы смысл. А если в этом нет смысла, то я не вижу смысла этого делать. А на биты я пошёл, потому что это банально просто. Гораздо проще и быстрее на бит написать текст лично для меня. Ну, и объёмы другие.
Ты когда-то создал фильм «BATTLE RAP: Инструкция по применению». Что тебя побудило стать теоретиком в мире баттл-рэпа?
Я очень сильно негодовал по поводу того, что люди не понимали всего происходящего. Непонимание это ведь у нас до сих пор есть. Причём мне совершенно всё равно было на баттлеров в тот момент. Мне просто хотелось, чтобы аудитория начала воспринимать баттл-рэп адекватно. Я хотел открыть людям глаза на то, что такое баттл. Рассказать о том, что это, как это выглядит, как выглядит баттл, какие в нём есть элементы и прочее. Полгода этот фильм делал, так устал. Когда знаешь, как должен выглядеть плод твоего труда — это одно, а вот воплощать идею — это совсем другое.
А почему ты выступаешь только на SLOVO и не идёшь на другие какие-то площадки?
Так я же прошёл на Fresh Blood (проект площадки Versus)! Я подавал заявку, но она куда-то делась. Мне от Ресторатора на почту даже ответ пришёл, что я первый этап отбора осилил. Но больше я обратной связи не получал, а когда Smoky Mo и Oxxxymiron смотрели потом заявки, то себя я в числе прошедших не обнаружил. Так что перед тобой сидит потенциальный «голубь» или «тигр» (в последнем сезоне проекта Fresh Blood было деление на две команды, которые назывались «Голуби» и «Тигры»).
С Versus'ом ситуация ясна. А что же насчёт RBL?
Антон звал меня к себе только на биты (Антон Забэ — организатор RBL). Это было ещё перед переездом моим. А в а капелле меня там не особо хотят видеть, как я понимаю, потому что я говорил о том, что хотел бы сначала а капелла выступить. Но Забэ был настроен исключительно на биты. По итогу ничего не получилось. После переезда мне предлагали опять там побаттлить и тоже под биты, но снова не срослось. В а капеллу меня и не будут сейчас звать, наверно, потому что я из себя не представляю интереса как а капелльный персонаж. Мне хочется пробовать себя в баттлах без битов, но не хочется идти в турнир. Это замкнутый круг, потому что мне не дадут оппонента, который был бы мне интересен, а чтобы в итоге показать себя, надо идти в турнир. Мне турнирные баттлы надоедают быстро, я на втором или даже на первом баттле уже не буду заинтересован. Может, я и продолжу участвовать, но просто могу начать плохо писать. Нет у меня запала писать ради того, чтобы писать. Ну вот нет и всё. А сейчас вообще пропал запал писать конкретно баттлы. Даже проскакивала мысль: «Блин, да почему меня Кадр не выиграл?» (XXV Кадр — участник второго сезона проекта «Back2Beat»). Вон, в голосовании выигрывает же вроде как. Меня это не задевает, пожалуй. Задевало бы, будь мне интересно ещё это. А так…
Давай отвлечёмся немного. Ты человек достаточно эрудированный, помогает ли твой багаж знаний тебе при написании текста на оппонента?
Конечно же помогает. Когда человек начитанный, мозг у него несколько по-другому работает. Всегда такое видно по людям, знаешь, что они начитанные. Тот же Oxxxymiron, например. Каким бы он не был, но видно же, что человек начитанный, он очень красиво пользуется языком. Кроме баттла с Гнойным, конечно же.
А что не так с Oxxxymiron'ом в баттле с Гнойным с точки зрения языка?
Он отвратительно там пользуется русским языком. Особенно в первых двух раундах… Да хотя и в третьем тоже. Мирон там даже рифмует хуже обычного. В отличие от его баттла с ST. Текст на тот поединок очень красиво написан. Не с баттловой точки зрения, а с точки зрения языка. Тогда он умел красиво писать, а сейчас сомневаюсь, что может писать подобным образом. Мне его в этом отношении даже жалко. Вот он анонсировал свой альбом на туре в Казахстане, но что ему сейчас есть сказать? Я не понимаю, что из этого получится.
Тебе понравился его альбом «Горгород»?
Понравился, но он переоценён. Это изменило жанр, потому что он просто принёс концепцию. Но фанаты приписывают ему почему-то какие-то гениальные тексты, что он якобы протест какой-то высказал. Я могу сейчас покашлять и сказать, что это протест. Что поменяется-то, что сделает этот протест? Вот для меня это как вся оппозиция современная. «Горгород» примерно, как и мой кашель прозвучал в рамках слова «протест». Что после этого поменялось? Люди-то, может, и прозрели, но совершенно ничего не изменилось. Так что лучше слушайте релиз Славы КПСС — «Бутер Бродский», прекрасный релиз. Oxxxymiron вот не умеет так писать.
Расскажешь о своём недавнем поединке с таким персонажем, как XXV Кадр?
Чуть не помер на том баттле. Текст в голову совершенно не лез, хоть я и написал его за два дня, жутко температурил тогда. Никогда я так плохо ещё не учил баттлы под биты. По итогу вроде хорошо знал текст, но почему-то запинался. Сам не понимаю до сих пор, почему так произошло. Я с того поединка не помню совершенно ничего, даже сам баттл по сути. Я не помню своих запинок, своих «Зеленский, респект» так много, не помню каких-то своих ответок в начале раунда… Я вообще не помню ничего. Помню только, что я вышел, баттл был какой-то, он вот шёл, а потом всё закончилось. Помню, что в третьем раунде у меня вообще потемнело в глазах. А Кадр — это не баттл-рэп вообще. В жизни вроде и нормальный вполне, но как рэпер… Я ненавижу такой рэп.
А что насчёт SLOVO на Дальнем Востоке, как там дела с организацией, например?
На Дальнем Востоке не в организации дело, если говорить откровенно. Там дело в Дальнем Востоке. Потому что не развито в той части страны такое ответвление современной культуры. Я лично там ходил и искал спонсоров для проекта. Но как найти спонсоров, если всем всё равно? Ну вот мне кажется, что здесь в каждом втором заведении минимум тебе скажут: «О, рэп-баттлы? Мы знаем, что это такое». А там такого нет. Про Versus что-то и слышали, но это максимум. Не нужно это людям в тех краях. Проблема не в организаторах и не в организации, а в том месте, в котором это организуется. Вот и всё.
Считаешь ли ты, что баттлы не смогут в силу каких-то культурных особенностей прижиться у нас в стране?
Да они уже прижились, наверное. Можно сказать, что они приобрели у нас свою форму. Они отличаются от западных баттлов, понятное дело. В западных баталиях частое явление баттлы без как такового разбора оппонента, а у нас такого вообще нет. Или вот стандартные «gun bars» (ганбарс — строчки, в которых есть отсылка к наименованию и/или использованию того или иного огнестрельного оружия). У нас же это имеет совершенно иную форму, нежели на западе. Но при этом у нас больше культурных подтекстов каких-то. Возможно, что это та самая «русская душа», которая наружу лезет, знаешь? У нас ведь государство литературно-центристским всегда было. Лезет наружу нутро, а у них такого нет. Наш баттл-рэп уступает западному по форме, а по содержанию превосходит его.
Как ты считаешь, допустимо ли сейчас сравнивать западную баттловую культуру с культурой баттл-рэпа в России?
В России таковой культуры нет. То есть она присутствует, но не в том проявлении, как на западе, например. Когда смотришь баттлы KOTD, например, то понимаешь, что у них это действительно культура. Атмосфера другая, всё другое. У нас в стране просто есть люди, которые любят баттлиться и которые любят баттлы, но вряд ли у нас в стране такой сегмент культуры существует. По крайней мере пока в полном смысле этого слова у нас его нет.
Но у нас ведь были ранее поединки поэтов, которые состояли примерно из такого же рода выступлений друг против друга, разве это не аналог баттлов?
С одной стороны да, это можно считать аналогом. Стихотворная форма, зарифмованное сражение друг против друга. Но если брать с культурной точки зрения, то это вообще не оно. Представить себе всю эту хип-хоп атрибутику в рамках поэтической парадигмы мне сложно. Но в целом, наверное, да, это своего рода аналог, но исключительно по форме.
А что в культуре рэпа сейчас тебе не нравится?
Отсутствие персонажей, которые действительно что-то говорят. Вот есть такое понятие, как «осмысленный рэп». Для меня таковым сейчас являются тексты Гнойного, Хаски, Noize MC… Хотя Нойза я никогда не мог как рэпера воспринимать, он больше музыкант, и он прекрасен. С переменным успехом Schokk. Как-то так. Просто нет людей, которые занимаются именно осмысленной музыкой. Есть либо красивая форма, либо вообще ничего.
Будет ли у тебя что-то выпущено перед релизом собственного альбома?
Да, я как раз сейчас монтирую клип, потом скорее всего будет сингл, а после я уже и альбом выпущу в свет.
А вот если не музыкой, то чем заниматься?
Я бы в философию пошёл. Хотя что это за профессия такая, да? Я б сидел и думал, но мне за это деньги бы не платили. В историю ещё можно было бы уйти, либо в литературу. Люблю иногда слушать лекции Дмитрия Быкова о литературе, например. Это очень интересный человек для меня, хоть я и не поддерживаю его политические взгляды.
Раз уж заговорили о литературе, то назови свои три любимые книги, пожалуйста.
Фёдор Достоевский - «Бесы», потому что до сих пор актуально, сегодня - как никогда. Вообще, у меня интересная история с литературой, потому что я изначально не любил читать книги. Теперь я прекрасно понимаю, почему так сложилось.
Так, и почему же?
Началось всё с Максима Горького. Меня бабушка заставила в пять лет прочитать «Мать». И я прочитал её целиком, даже плакал, как сейчас помню. Я тогда не понимал, что это одна большая метафора на Советский Союз, не понимал самой этой истории. Зачем было мне давать читать «Мать» Горького в пять лет? Это очень странно. Бабушка просто очень сильно любила эту книгу и хотела, чтобы я её «одолел». Только вот после этого, лет до пятнадцати, я вообще не мог читать книги. А потом вновь вернулся к этому, подсел на западную литературу. В школе у меня, к слову, в классе вообще никто не читал. А я хоть и читал, но не любил русскую классику. И я договорился с учительницей, что мы будем прочитывать по одной книге к уроку из западной литературы и обсуждать её, а остальные в классе пусть сидят и делают что захотят. По факту выходит, что урок она вела только для меня. Но я так и не назвал три любимых книги. Второй будет «Тошнота» Жан-Поль Сартра. Я пережил недавно состояние, которое описывается в этой книге, поэтому я и прочитал её. Первый раз я читал данную книгу лет в 16 и мне абсолютно не понравилось, показалось бредом. А недавно я перечитал её и понял, что мне никогда не было настолько неприятно читать какое-либо произведение. Потому что я пережил то состояние, о котором в этом произведении говорится. «Тошноту» было очень тяжело читать, но корреляция с душевным состоянием максимальная. Я понимал каждый момент, который там описывается. А третья книга — это «Логико-философский трактат» Людвига Витгенштейна. В ней об очень интересных вещах говорится.
А если говорить о музыке, ты в момент написания трека чаще счастлив или наоборот, и почему происходит так, а не иначе?
Чаще я подавлен в такие моменты, именно тогда меня посещает вдохновение. Я просто не считаю, что творчество может быть абсолютно счастливым. Даже добрые песни, они ведь всегда грустные. Я никогда не смогу написать весёлую песню, не смогу написать целиком добрую песню. Она может быть светлой какой-то полностью по своим побуждениям, но она будет грустной в любом случае. Рэп в принципе не та музыка, чтоб писать добрые песни. Взять даже условно Макса Коржа. Есть у него добрые песни, но даже они с нотками грусти. Я же говорю, я не понимаю, что такое творчество без грустных эмоций каких-либо. Грусть может быть тёплой, но это же всё равно грусть, это всегда рефлексия. И она неотделима от творчества.
Интервью подготовила Тома Лориенская
Made on
Tilda