вечера с сургутской филармонией
«Rock & Rococo:
классический баттл»,

сотворенный Денисом Шаповаловым

1 октября 2019 года, в Международный день Музыки, Сургутская Филармония в седьмой раз объединила творческих людей на шестидесятой параллели. Честь открыть VII Международный фестиваль искусств «60 параллель» была предоставлена блестящему музыканту, победителю Международного конкурса им. П. И. Чайковского, виолончелисту, композитору и рок-исполнителю Денису Шаповалову. Знаменитый артист выступил на сцене филармонии в четырех амплуа. Его уникальный молодежный проект — это два концерта, объединенных темой противостояния классической музыки и рока. Несмотря на то, что слова «Rock» и «Rococo» на русском языке звучат как однокоренные, на самом же деле первое пришло из английского (имеет два значения – скала и раскачивать). Rococo же произошло от французского слова, обозначающего орнамент в виде завитка или ракушки. Если рок – это современность, это драйв и такт, то рококо напротив – очень элегантный жанр, сама грациозность и изящество, с обилием украшений.

Зрители стали свидетелями серьёзной битвы тяжёлого, как скала, звучания рока и нежного, воздушного стиля рококо, которому уже более 300 лет. И изначальный перевес, разумеется, был за классикой. Битва веков, битва жанров.

Классики ходят первыми

Для воплощения смелой идеи программы музыкант привез в Сургут две виолончели: классическую деревянную и электровиолончель. Как иронизирует сам Шаповалов, одна работает от электричества в мозгах, другая – от розетки.

Первый ход в этой партии был отдан классике: Симфонический оркестр открыл программу, исполнив произведения П. И. Чайковского. Фрагменты из балета «Щелкунчик» придали вечеру торжественность и чувственность одновременно.

Переход к «Вариациям на тему рококо» П. И. Чайковского для виолончели с оркестром сделала ведущая концерта в стиле «стендап» журналист Екатерина Соколова (Москва).

Сам автор называл произведение «старина в современной обработке». Именно «Вариации на тему Рококо» принесли музыканту главную победу на Международном конкурсе.

Блистательным исполнением «старины» в партии «Rock & Rococo», как показалось слушателям, заявка на победу классики была серьезной. Но анонс ведущей заинтриговал зал: во втором отделении свой ход сделает рок. Гостям открыли секрет: победитель Международного конкурса Чайковского, «музыкальный внук» Ростроповича, академичный музыкант хоть и бесконечно предан классике, в душе — отчаянный рокер!

И грянул рок!

Во втором отделении Денис Шаповалов предстал перед слушателями в качестве композитора и дирижера. Специально для VII Международного фестиваля искусств «60 параллель» он создал необычный микс: «Симфонию в стиле рок». А когда дирижер концерта Михаил Леонтьев на «Рок-вариации» вышел во втором отделении в джинсах, а прекрасные скрипачки добавили в свой образ немного свободы, зал моментально перестроился на смену жанра.
Наши друзья – организаторы фестиваля «60 параллель», настоящие авантюристы - стали теми, кто зародил в моей голове идею написать симфонию. Я надеюсь, что вы услышите в ней сплав разных направлений. Хотелось наполнить симфонию самым-самым.
Денис Шаповалов
Композитор признался, что писать симфонию «одним снарядом» (за 36 дней!) – это не только его стиль, но и вынужденная мера. Денис Шаповалов постоянно в разъездах, кроме того, он много преподает. Разные части симфонии рождались в разных городах и странах! Последние правки делались «на коленке», в аэропорту Стамбула, а финал был написан за несколько дней до премьеры — в пути.

Как известно, все великие открытия совершаются благодаря здоровому авантюризму и творческому подходу. Именно этим фестиваль отличается от творческих сезонов. Это встреча людей, которые не боятся экспериментировать. Премьера «Симфонии в стиле рок» стала таким творением. «То некий пересмотр того, что было сегодняшними глазами. Мы даем и классику, и современность в одном концерте, потому что люди часто говорят: «Как жаль, что я не знал, какая хорошая музыка у Чайковского!». Наша генеральная мысль – привлечь людей к хорошему честному искусству, серьезной музыке и большим переживаниям. В этом концерте это будет двойной удар», — поделилась ведущая, продюсер и супруга маэстро Екатерина Соколова.

Фестиваль стал возможностью показать, что и классическими музыкальными инструментами можно сыграть симфонию в стиле полном свободы и ритма сердца. Сам маэстро пояснил, что данное творение взяло от жанра классики структуру в четыре части, а ритмика и свойство «качать» (а дословный перевод слова rock именно такой) было позаимствовано уже от рока. При этом каждая часть имеет отсылки к произведениям таких великих классиков, как Гайдн и Бетховен. «Первая часть называется «Маршируй и победи», и скоро вы сами поймете, почему, — интриговал слушателей композитор. — Вторая часть «Гайдн на каникулах», третья – «Привет Бетховену» и заключительная – «I wanna rock!». Друзья, участвуйте в процессе!»
Человек может быть подготовленный или нет, но когда ты говоришь ему правду, открываешься перед ним, он чувствует. Одни ведут жаркие споры о том, на что же это творение больше походит. Другие гадают, кто же все-таки победил в битве: классика или рок? Иные сравнивают с саундтреками к приключенческим голливудским фильмам. Присутствовала импровизация (как мелодическая, так и ритмическая), был драйв и энергия, тогда как на сцене не было ни одного электроинструмента!

«Рок-вариации на тему Рококо» Дениса Шаповалова для электро-виолончели с оркестром стали мощным энергетическим коктейлем из музыки разных эпох, стилей, исполнения. Музыкант не пытался примирить разные стили, а просто (ничего себе – «просто»!) вывел классическую форму «вариации» на новый уровень! Симфонический оркестр Сургутской филармонии определенно был на одной волне с электрическим соло. Музыканты и хлопали, и подпевали знакомым мелодиям. А дирижер Михаил Леонтьев практически танцевал! Ну, а у самого Шаповалова к творческому прозвищу Denis Wonderland добавилось «Роковой Денис» в самом лучшем смысле этого слова!

Но кто же победил? Ведь был заявлен классический баттл. Вероятно, как дети великих не могут стать истинными соперниками родителям, так и рок – это сын великой матери – классической музыки. Для фестиваля «60 параллель» – это очередная победа. Над стереотипом о восприятии симфонического оркестра, над предубеждением о непросвещенной публике удаленных от культурных столиц городов, над стандартами и сомнениями. 60 параллель – это широта оригинального взгляда.
«Симфония в стиле Рок» - интересные факты:

• Время создания - 36 дней

• Время звучания - 28 минут

• География создания - Италия, Словения, Хорватия, Македония, Албания, Косово, Турция, Россия

• Количество преодоленных километров - в самолете 9000 км,
за рулем - 4000 км.

• Количество тактов - 649

• Количество допущенных ошибок в партитуре - 1 пропущенный бекар

• Премьера: 1 октября - Сургут (Фестиваль «60 параллель»), 7 ноября - Барнаул, 21 декабря - Рязань

Кстати:

Дениса Шаповалова называют «музыкальным внуком» Ростроповича (его профессором в Московской консерватории была Наталья Шаховская, ученица Ростроповича). Денис был одним из немногих российских виолончелистов (если не единственным), с которыми Мстислав Леопольдович активно сотрудничал в последнее десятилетие.


Материал подготовил Сергей Степанов
Фото: Евгений Швецов
Made on
Tilda