Там русский дух… Там Русью пахнет!
Русские сказки, былины и истории о необычных существах, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями, будоражили воображение, волновали не одно поколение художников. Метаморфозы героев, птицы с женскими головами и говорящие животные давали большой простор для фантазии и художественной выразительности.
Исследованию культуры сказок и мифов в творчестве посвящены крупные работы В. Я. Проппа, К. Г. Юнга с его теорией об архетипах, и К.П. Эстес, развивший в дальнейшем его идеи в своей работе «Бегущая с волками». Этими и многими другими авторами выделялось, что интерес к мифам и фольклору в среде художников связан с кризисом общества того времени, в котором они жили. В частности творчество В. М. Васнецова и М. А. Врубеля в ряде работ связывают с социальными конфликтами, возникшими на рубеже XIX-XX веков.
Виктор ВАСНЕЦОВ
"Сирин и Алконост",
1896
Наступление XX века повлекло за собой глобальные потрясения – технический прогресс, первую мировую войну, многочисленные революции, а отсюда и разочарования в соответствующих идеалах. И этим можно объяснить тягу художников к мифологическому и сказочному. Стремление отгородиться от шокирующих событий приводило к моделированию иной реальности.
В творчестве Васнецова тема сказок и былин являлась ключевой. До него изображения сказочных сюжетов в своем большинстве были представлены в виде лубочных картинок и книжных иллюстраций. Перенося их на холст, он сочетал историческую достоверность деталей и волшебной атмосферы. Благодаря такому сочетанию, ему удалось в своих работах воплотить «самобытный русский дух».
При внимательном изучении работ Васнецова создается впечатление не просто передачи автором детских сказок, и а именно «преданий старины глубокой». Густые и насыщенные цвета вызывают в зрителе отклик первобытного чувства, когда окружающий мир был наполнен волшебством, а леса казались зловещими местами, полными загадок и необычных существ.

Иван Билибин "Баба Яга", 1900
Иван Билибин "Василиса Прекрасная покидает избу Бабы Яги ", 1900
Иван Билибин "Черный всадник", 1900
Лес, как символ, часто встречается в работах многих художников и по теории Юнга связан с обрядом посвящения. Большинство произведений Васнецова, наиболее узнаваемые из которых такие, как «Иван царевич на сером волке» или «Витязь на распутье», написаны на сюжеты, отражающие архетип героя. Это персонажи, проходящие через суровые испытания, которые формируют их личность. Они сражаются с чудовищами, спасают царевен и у них всегда есть верные спутники, готовые прийти на помощь.


Виктор Васнецов "Иван-царевич на Сером Волке", 1889
Не обошёл стороной сказочные сюжеты И. Е. Репин. Им был удачно воплощён полюбившийся многим художникам сюжет былины про Садко, который попал в подводное царство. Причудливая растительность, рыбы и моллюски с морскими звездами в мягком свете создают сказочную атмосферу. Сияющие перед Садко красавицы выглядят так, словно они из другого, магического мира. В руках у Садко – гусли, взгляд его направлен вдаль, где вполоборота стоит Чернавка и тоже смотрит на него. Там же, в глубине пространства, видна золотая рыбка – именно она в былине принесла ему удачу.

В данном случае перед нами ещё один наглядный пример создания работы под воздействием социальных изменений в стране. Картина была сделана по заказу императора Александра III в те годы, когда начал остро проявляться кризис самодержавия, и общественное сознание только начало ощущать потребность в возвращении к символическим истокам.

Михаил Врубель
"Царевна-Лебедь",
1900
Во второй половине XIX века в процессе становления национального русского романтизма и модерна сформировались новые взгляды на образы сюжетов славянских мифов и сказок. Новые стилистические решения таких художников, как И. Я. Билибин и С. С. Соломко, нашли в дальнейшем своих подражателей в современном изобразительном искусстве. Для Билибина были важны образы пути «из обыденности в сказку»: тропа, уводящая героя из дома в мир лесов и болот, граница между мирами.

Так же имеет значение в русской иллюстрации волшебный пейзаж, который чаще всего подразумевает изображение леса. Иллюстрации к сказке «Василиса прекрасная» отличаются своей необычностью на фоне других работ художника. Окружение пронизано северной мрачностью, а образы персонажей реалистичны и в тоже время наполнены магией.

Образ леса в целом имеет огромное значение в русской культуре. У Билибина, так же как и у Васнецова, лес – нечто большее, чем пейзажный мотив, это место действия, и в то же время символ сказочного мира. Лес может быть как уютным зачарованным местом, так и прибежищем злых сил.

Илья Репин "Садко", 1876
Отсутствие яркой, доминантной сцены выразительности в облике главного героя у Билибина соответствует фольклорному миропониманию: герой сказки не нацелен изначально на совершение подвигов, не наделён необходимыми для этого сверхспообноностями. Таким образом, читателю легче будет поставить на место героя самого себя.

Момент сближения или отождествления читателя со сказочным героем передается при помощи специальных приёмов, позволяющих увести нас из мира повседневной обыденности. У Билибина это передача времени, соответствующего Московской Руси XVI века. Герои облачены в традиционные русские наряды, с их колоритом и узорами вышивок, которые в свою очередь отражают связь с другими видами народного искусства. В «Василисе прекрасной» вышивка на переднике играет роль дополнительного оберега для героини, переступающей границу между мирами.

Отсутствие яркой, доминантной сцены выразительности в облике главного героя у Билибина соответствует фольклорному миропониманию: герой сказки не нацелен изначально на совершение подвигов, не наделён необходимыми для этого сверхспообноностями. Таким образом, читателю легче будет поставить на место героя самого себя.

Момент сближения или отождествления читателя со сказочным героем передается при помощи специальных приёмов, позволяющих увести нас из мира повседневной обыденности. У Билибина это передача времени, соответствующего Московской Руси XVI века. Герои облачены в традиционные русские наряды, с их колоритом и узорами вышивок, которые в свою очередь отражают связь с другими видами народного искусства. В «Василисе прекрасной» вышивка на переднике играет роль дополнительного оберега для героини, переступающей границу между мирами.


Иллюстрация «Мария Лебедь Белая» Соломко во многом перекликается с Врубелевской. Он также пытался создать воздушность образа, но при этом его героиня более отчётливо выглядит властной и могущественной, что характерно для модерна.

Иллюстрации «Синяя птица» и «Анастасия Микулична» созданы по мотивам русских былин. Образ девы воительницы – поленицы, соотносящийся со скандинавскими валькириями, и на сегодняшний день остаются самыми часто изображаемыми персонажами из славянского фольклора. Подобные работы отражают уже тогда существовавшую популярность реконструкции дохристианских верований восточных славян Древней Руси.

Интерес со стороны художников к тематике неоязычества возник одновременно с популярностью исследований славянской мифологии в XVII – XVIII в. Образы славянских богов, как и попытки интерпретации мифологии, часто преломлялись через исландскую либо греко-римскую призму видения.
Андрей Шишкин "Сад Ирий", 2016
На пороге XXI века мифологические образы оказались на максимальном уровне своей востребованности, что связано с кризисом общественных взаимоотношений, а также длительным периодом главенства социалистического реализма в изобразительном искусстве, в рамках которого редко можно было встретить мифологизмы.

Среди авторов, создававших картины на тему сюжетов славянских мифов, стоит выделить К. А. Васильева, настоящая слава к которому пришла уже задолго после его смерти. Интерес художника к прошлому, осмысление героизма и жертвенности предков, а также увлечение славянским эпосом, легли в основу его творчества.

Наиболее известные на сегодняшний день работы: «Русалка», «Бой Добрыни со змеем» и «Садко и Владыка морской» являются частью так называемого «Русского цикла». Данный цикл включает в себя большое количество работ автора на тему былин и славянских мифов, перекликающихся с мотивами неоязычества.

Андрей Шишкин "Птица Вещая", 2008
Стиль Васильева отличается следованием правилу золотого сечения, сочетающегося с элементами сюрреализма. Поэтому в работах художника персонажи выделяются своеобразным античным лоском, а окружение создаёт атмосферу, наполненную символизмом и эпичностью, сравнимой с сюжетами скандинавских саг.

А. А. Шишкин является нашим современником и работает в стиле реалистичной академической живописи. В его работах нет какой-либо чётко очерченной тематики и рядом с портретами можно встретить персонажей былин и славянских преданий. Так же, как и у Васильева, прослеживается влияние неоязычества, в результате чего в картинах мастерски передана атмосфера времён великих воителей и необычных существ.

Интерес художников к образам сказок и мифов на протяжении веков, соответствует потребностям того времени, в котором они жили. Внешний кризис и социальные конфликты приводят к внутренним душевным противоречиям, что вызывает в деятелях искусства глубинный зов подсознания, обращающегося к древним символам, содержащимся в мифологических сюжетах. Эти символы, находя отклик в обществе, способствуют тому, что каждый индивид, следуя за ними, способен расширить грани своего познания и подняться на более высокий уровень развития.

Так, в нашей истории всё меняется: политические строи, мода, культура, а ковры-самолёты, Серый Волк и Аленушка, Кащей, Баба-Яга и многие другие оказались вне времени. Они всегда остаются нашими спутниками и будут следовать за потомками в будущее, вдохновляя на новые творческие свершения.


Материал подготовила Анастасия Наумова
Made on
Tilda