спасибо, что живой
Редкая студийная запись из хроник «Кинопанорамы» включается, огромная грампластинка на сцене крутится, вокруг неё – оркестр, перед глазами − экран, напоминающий обложку от этой пластинки. Так начинается легендарный «Высоцкий. Рождение легенды», спектакль Московского Губернского театра в постановке Сергея Безрукова.
– Ну что же, сейчас начинается настоящая работа, и я позволю себе снять... куртку — для того, чтоб не сковывала движение. Позвольте, я снова встану, потому что такие песни неудобно петь сидя.
– Владимир Семёнович, вы готовы?
– Да.
– Давайте попробуем.


Редкая студийная запись из хроник «Кинопанорамы» включается, огромная грампластинка на сцене крутится, вокруг нее – оркестр, перед глазами − экран, напоминающий обложку от этой пластинки. Так начинается легендарный «Высоцкий. Рождение легенды», спектакль Московского Губернского театра в постановке Сергея Безрукова.

Легендарный спектакль, потому что уже сейчас о нем ходят легенды, что идет он 4 часа, что актёров там целых 83 человека, что люди на нем попадают в эпоху 70-х годов. Оказалось, действительно так − идет он 4 часа, 83 артиста и люди на нем попадают в эпоху, в то самое время, в котором творил Владимир Семёнович Высоцкий, жил, причем, порой вопреки.

С песни «Я не люблю» − Высоцкий с нами, а потом в нас. Только что вышедшая фигура человека телом и душой обращена к каждому зрителю в отдельности, потому что с этого момента − мурашки. Это Сергей Безруков, он узнаваем по лицу, но не по голосу, тот пока не признаваем нами, мы слышим живого Высоцкого. Черная водолазка, твидовая кепка и сигарета − нет никаких сомнений в его присутствии.

Вращается грампластинка, придает динамику действию, которое начинается сразу. Обрушивается музыкой, песнями, танцами, множеством мизансцен. Москва, 38-й, рождение поэта. На экране − кадры кинохроники, по бокам раскрывают портреты Высоцкого в киноролях, паруса-афиши спектаклей и выступлений, фотографии. А в центре… кто-то танцует под Рио-Риту, кто-то моет полы в коммуналке, кто-то распивает на троих. Всё как тогда. Или сейчас?

Формат спектакля − серия биографических зарисовок: начиная с быта московской коммуналки («На 28 комнаток всего одна уборная») и заканчивая трагическим июльским днем 1980-го олимпийского года («Он вчера не вернулся из боя…»). Спектакль − большая пластинка, на которую в течение игры набрасываются легенды, воспоминания, люди, сцены советской жизни, вкупе создающие большую легенду под именем Владимир Высоцкий. Жизненный и творческий путь Поэта выложен всем тем, о чём судачили во дворах и квартирах страны.

Мне очень важно, что он многогранный поэт. А для нас он такой уже привычный образ — мужчина с мощной харизмой, хриплым голосом. Только за этой мужской харизмой мы почему-то не можем увидеть ту самую нежность, которая есть в его стихах. Тончайшая, глубокая нежность, как открытая рана, − говорит режиссёр-постановщик спектакля Сергей Безруков.

Образ Высоцкого не отдан конкретному артисту — на сцене их пятеро и каждый играет свой период жизни Владимира Семёновича − Сергей Безруков, Дмитрий Карташов, Александр Тютин, Александр Фролов и, самый юный, Саша Беляев.Облик прост − черная водолазка на актёрах, и мы понимаем, от имени кого они говорят. И лишь, переходящая из рук в руки папироса для того, чтобы докурили. Не жизнь ли папироса?

Вот, маленький Володя Высоцкий – Саша Беляев, стоит на табуретке, а мама объявляет: «Народный артист Советского Союза Владимир Высоцкий!». Володя навзрыд читает стихотворение «Климу Ворошилову» с «трещинкой» в голосе, искусно картавя «л» и «р», которые он не выговаривает.

Это удивительно, потому что именно эти звуки он потом будет пропевать, растягивать в своих песнях. Он впервые за всю историю существования вокала пел согласные. Это уникальное открытие, никто не делал этого до него. Нам было важно показать, откуда же произрастает это необыкновенное творчество, "из какого сора растут стихи, не ведая стыда", как писала Ахматова. Как рождается легенда.
А вот проводы отца на фронт, когда сын обернулся, а папа уже машет ему из окна отходящего поезда. Это послевоенное детство, московский дворик, коммунальная жизнь, это старые наклонные парты с чернильницей-непроливашкой.

Мы пытаемся прочувствовать атмосферу, в которой творил Владимир Семёнович, разобраться откуда эти гениальные строки. Мы оживляем песни Высоцкого.

Песни становятся зримыми. Гротесковые сцены с диалогом у телевизора («Ой, Вань»), милиционерского протокола («Скажи, Серёга») переходят в утреннюю гимнастику («Утренняя гимнастика») и бой застенчивого боксера («Бокс»).

Соберите все мои песни – в них есть всё, говорил сам Высоцкий. Здесь очень важно, что здесь есть слово Высоцкого, живое слово Высоцкого.
Пластинка вращается, время от времени возникают образы самых значимых в жизни Владимира Семёновича людей: родители, Людмила Абрамова, Марина Влади, Юрий Любимов, друзья. Это отношения с матерью, жёнами, это Таганка 60-х и заседание парткомиссии, Каждая сцена – как отдельное произведение – эпизод партсобрания приобретает характер фельетона, а для песни «Сыновья уходят в бой» был создан небольшой фильм – клип на экране, в сюжете которого генерал получает донесение о прорыве немецких войск и отдает приказ – любой ценой победить врага.

А вот Владимир Семёнович не может вылететь на одесскую киностудию, стоит в телефонной будке (в самой настоящей телефонной будкой 70-х, в которую бросали копеечную монетку), он пытается дозвонится и отсюда выходит песня «Москва-Одесса», а дальше − сама Одесса. Бабелевская Одесса.

Фрагмент из рассказов Бабеля – еврейская свадьбы Бени Крика. Фееричная «Хава нагила» врывается в зрительный зал под шквал аплодисментов, артисты танцуют, поднимая некоторых зрителей с мест, и уже всё так далеко от театральных подмостков, всё в Одессе прошлого века. Высоцкий очень любил одесские рассказы Бабеля, и этот факт из биографии не был упущен при создании спектакля.


Откуда это жёсткая рифма, но очень точная? "Поэты ходят по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души" − чистый Бабель.

Босые души на сцене, артисты играют искренне, как в последний раз, чтобы сердце пополам. Здесь место скупой мимике, выверенными движениям и пульсирующему внутри нерву. Так была спета дилогия про жертв и преследователей («Идёт охота на волков») Сергеем Безруковым.

"То, чем я занимаюсь, называется авторской песней, поэтому я не очень люблю, когда другие певцы исполняют мои песни, я с ними спорю, стараюсь не давать им это делать. Другое дело, когда свой брат, драматический актёр обращается ко мне, тут уж никак отказать нельзя, к тому же драматические актёры не имеют вокальных данных, значит к песне будут относится уважительно".
Фото: Алескандр
Казаков
А поэтому нам есть оправдание − мы драматические артисты.

Своим впечатлением делится одна из зрительниц, Ирина Мясковская: «Люди Театра собой питают драгоценные для нас образы, из себя самих иссекают алмазы лучших событий нашей жизни, лучших ее катарсисов. Весь спектакль «Высоцкий. Рождение легенды», весь Театр и его оркестр, каждый из создателей, каждый сантиметр действия, каждая мизансцена, декорации, свет, великолепное сценическое раскрытие всех тем творчества Владимира Высоцкого в исключительно талантливой постановке − все поднято театральными подвижниками во главе с Сергеем Безруковым. Достойно играть Высоцкого! В уникальной постановке Губернского Театра Безруков, развивая достижения и традиции своей театральной школы, представляя ХХI веку любимейшего народом Человека и Творца, включая в горячее волнующее действо и тех, кто Поэта не забывал, и поколение, родившееся после. Здесь верится, что и у них он войдет в состав крови!».

Спектакль выверен до финала, ставшего не точкой, а запятой. Запятая была поставлена в момент, когда на кипящую советскую жизнь обрушился траур. Это ночь на 25 июля 1980 года, в день, когда не стало Поэта. Опущены афиши «Гамлета» Юрий Любимого, Сергей Безруков выходит на подмостки, надевая кожаную куртку.

В финале − несколько произведений Высоцкого исполняются в роковом звучание и даже реп-исполнении – Владимир Семёнович звучит как наш современник. Он обладал мощным внутренним стержнем, поэтому его так любят до сих пор, поэтому его творчество так актуально. Настоящий рок-концерт из песен Высоцкого (Губернаторский оркестр Московской области, главный дирижер – Сергей Пащенко) хлестает по сердцу стихами и музыкой.

"Эх, раз, да еще раз, да еще много-много много раз!.."
Полуторатысячный зал заполнен под завязку. Это второй день гастролей, это возрастной размах от школьников до людей почтенного возраста.

Каждое прикосновение к Высоцкому в этом спектакле и последующие впечатления зрителей невозможно объяснить логически или с точки зрения каких-либо наук − это уникальная энергетика, невероятная по накалу и масштабу творческого гения Владимира Высоцкого. Это прикосновение не отпускает, люди находятся в таком состоянии еще очень долго.

Так сыграли артисты театра МГТ Сергея Безрукова. Скорее прожили, до хрипоты, до срывания голоса, не щадя себя и с сердцем пополам. Высоцкого − только так.

"Пожалуйста, включите свет в зале, у нас ведь не такой концерт, как в Кремле, туда меня еще не пускают…"
Анастасия Сазикова
Фото: crocus-hall.ru
Made on
Tilda