Студенчество в вехе времени
Практически каждому жителю России в определенный период своей жизни пришлось побывать в роли студента. Кто-то грыз гранит науки в университетах и институтах, кто-то обучался рабочему ремеслу в техникумах и училищах. Большинство становились студентами после школьной скамьи, но кто-то стал членом студенческого комьюнити и в более зрелом возрасте. Всех их объединяет одно – память о годах студенчества, которая остается с человеком на всю его жизнь.
Ко Дню студента Променад подготовил экскурс в историю российского студенчества.


В европейской истории существовало множество академий и университетов, часть из них открыла свои двери еще в античные времена в Греции и Риме, часть образовалась в Средневековье и существует до сих пор. Яркий тому пример – Парижский университет.

Что касается России, то первым высшим учебным заведением принято считать Славяно-греко-латинскую академию, созданную в 1687 году в Москве учителем царских детей Симеоном Полоцким и его последователем Сильвестром.
Славяно-Греко
-Латинская
Академиия
Царь Алексей Михайлович ратовал за науки и придал академии статус, который уравнивал ее с высшими учебными заведениями Европы. Таким образом об учебном заведении узнали за границей, а ее выпускников оценивали достаточно высоко.

Отдельно стоит отметить, что Славяно-греко-латинская академия позиционировала себя, как всесословное образовательное учреждение, то есть в ней могли обучаться как представители боярства, так и простые крестьяне. Ярким примером, подтверждающим это, можно считать выпускника академии, основателя МГУ, Михаила Васильевича Ломоносова, сына простого помора из Архангельской губернии.

Студенты академии изучали иностранные языки: латинский, греческий, персидский и даже арабский, постигали азы математики, истории и географии, упражнялись в стихосложении и красноречии. Отдельный упор делался на богословские предметы, что объясняется глубокой религиозностью населения в то время, да и сама академия находилась в зданиях различных монастырей: Богоявленского, Заиконоспасского и даже в самой Троице-Сергиевой лавре.

Просуществовала Славяно-греко-латинская академия 127 лет. Отечественная война 1812 года прервала учебный процесс. Заиконоспасский монастырь разорён и ограблен находившимися в Москве французами, оставшиеся монахи подверглись истязаниям и убийствам. Здания не пострадали от пожара, но оказались сильно повреждёнными от действий захватчиков. Учебная жизнь продолжена там 3 марта 1813 года после посильного ремонта. В 1814 году академия была окончательно закрыта.
Николай Ушаков в группе товарищей – студентов реального училища

Архив Муромского историко-художественного музея
Что касается XIX века, то это время можно назвать одним из самых благоприятных для российского студенчества. В то время уже работают университеты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Варшаве, Тарту, Хельсинки, Томске и других крупных городах Российской Империи.

В России принято считать, что студент XIX века это тощий, полуголодный юноша, обязательно революционер, стремящийся свергнуть или взорвать царя. Однако, это не так. Учебные заведения того времени дали стране множество инженеров, юристов, дипломатов, экономистов, архитектором и многих других достойных людей, которые своей деятельностью стремились всячески помочь своей стране и поднять ее международный престиж и авторитет.
"Вечеринка со студентами
разных институтов",
Нижний Новгород

Фото из коллекции Дмитрия Селиванского,1900
Однако не все высшие сановники империи благосклонно относились к университетам. Например, Николай I уважения к храмам науки не испытывал и считал их, как раз таки, рассадником революционных и антигосударственных идей. В 1827 году он издает указ, запрещающий принимать крепостных крестьян в университеты и даже гимназии. Также вводится студенческая форма, а сами университеты становятся проводником теории официальной народности министра Сергея Семёновича Уварова: «Православие, самодержавие, народность».

Революционно-настроенные студенты находятся под неусыпным контролем политической полиции, часть из них отчисляются из учебных заведений по политическим мотивам, что еще больше толкает их в пучину революции.
"Спортивная форма"

Фотография из
архива Виктории
Агафоновой
1835 году в жизни студенчества наметились либеральные послабления. В этот год был принят новый университетский устав. По новому уставу университеты освободились от надзора, деканов и ректоров вновь стали свободно избирать, а также изменилась структура университетов. Создавалось 3 факультета: медицинский, юридический и философский с двумя отделениями (физико-математическое и историко-филологическое). Увеличились и сроки обучения: на юридическом и философском факультетах – до 4 лет, на медицинском – до 5.

Николай I умер в 1855 году, после него на престол взошел его сын Александр II. Новый царь отличался либеральными взглядами, и это обстоятельство принесло изменения и в жизнь российских студентов. Теперь студенты могут свободно проходить стажировку за границей, получают книги заграничных писателей, отменяется студенческая форма и урезаются права попечителей в управлении учебным заведением. Немаловажным фактом стало и то, что в новом Университетском уставе вводилась стипендия для нуждающихся. Теперь любой неженатый юноша от 17 лет и старше мог пополнить ряды студенчества.

Студенты
Источник: МАММ / МДФ
Уже после убийства Александра II, в 1884 году, произошли качественные изменения в женском образовании. Теперь студентами могли стать не только юноши, но и девушки. Особенно охотно университеты зачисляли прекрасную половину человечества на медицинские факультеты.

Что касается быта студенчества XIX века, то он был не таким, как мы привыкли его себе представлять сейчас. Государство полностью обеспечивало учащихся одеждой, учебной литературой, канцелярскими принадлежностями и жильем. Общежития находились прямо в здании университета. Студентов селили в комнаты по 10-12 человек, где каждому полагался отдельный письменный стол.

Студент рабочего
университета

Источник: МАММ / МДФ
Стоит отметить, что 19 век был лишь началом зарождения студенческого движения, а то студенчество, которое мы привыкли видеть, сформировалось лишь в начале-середине 20 века.

Архитектор Иван Леонидов (слева в первом ряду), студент ВХУТЕМАСа

Собрание М. Леонидовой
Материал подготовил Егор Кондратов
Фотография на обложке: "Слушательницы Высших женских курсов, студенты и преподаватели Университета", источник - Санкт-Петербургский государственный университет.
Made on
Tilda